|
Владельцам дизельных 240-ых наверняка известно, что на ВАЗ-2110 стоит аналогичный воздушный фильтр.
Данная статья представляет собой экспертизу 12-ти фильтров разных производителей. Тем, кому хоть немного интересна испытательская «кухня», придется ознакомиться с данным разделом. Остальные могут сразу перейти к изучению фото. (В подписях к снимкам указан заявленный производитель) Руководящий документ для испытателя воздушных фильтров (точнее – воздухоочистителей!) – это РД 37.001.622-95 под названием «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования». Методика испытаний изложена в ГОСТ 8002-74 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний». Тем, кто уже запутался в терминах, напоминаем: воздухоочиститель – это фильтр плюс корпус, в котором он установлен. Основных показателей качества воздухоочистителя – три. Сопротивление воздухоочистителя с чистым фильтрующим элементом при номинальном расходе воздуха. Эта величина не должна превышать 2,5 кПа (255 мм вод. ст.). Средний коэффициент пропуска пыли до достижения предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Эта величина не должна превышать 1%. Продолжительность работы воздухоочистителя до достижения предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Эта величина не должна составлять менее 1,4 часа (84 мин). Понятно, что величину номинального расхода воздуха каждый мотор «понимает» по-своему. Расчет, проведенный согласно рекомендациям SAE J 726, показывает, что для самого форсированного вазовского двигателя, отвечающего нормам Евро III и Евро IV, эта величина составляет 246 мз/ч. Однако согласно требованиям РД испытания следует вести при 80% от номинала. Вазовские фильтры испытывались в предельном режиме (246 мз/ч) – таковы пожелания самого ВАЗа. ПОСЛЕ БОЯ… Из двенадцати участников в нормы по коэффициенту пропуска пыли не уложился только «Луксойл» (№ 12) – при этом он «умер» совсем молодым! Кроме него, не соответствуют требованиям по продолжительности работы еще два изделия: № 11 и № 10. А теперь – обещанный выбор. Внимание – в заключительной главе мы «поднимаем планку»... |
Производитель – «Салют-Фильтр», Россия
Обозначение – 2112-1109080-03 МС03 Ориентировочная цена – 100%. Самарский фильтр не понравился «по одежке» сразу – ну сколько можно продавать изделия в каких-то несерьезных пакетиках? Да еще и самый тяжелый из всех… Однако потребитель, которому достанется подобный фильтр, будет доволен – оказалось, лучше, чем «Салют-Фильтр», воздух не чистит никто! Средний коэффициент пропуска пыли – 0,28. Прекрасный результат. Остальные цифры поскромнее, но общее впечатление – хорошее. |
|
Производитель – ОАО «Автоагрегат», Ливны Орловской обл.
Обозначение – ЭФВ 074.1109080 2112.1109080-ЗР МТ 14 Ориентировочная цена – 140%. Один из самых крупных отечественных производителей изготовляет чуть ли не любые фильтры – в том числе и с логотипом ЗР. Комментировать итоги выступлений «зарулевского» изделия по этическим причинам не будем – просто приводим результаты испытаний. Сопротивление воздухоочистителя – 1,25 кПа, средний коэффициент пропуска пыли – 0,29%, продолжительность работы до достижения предельного сопротивления – 137 мин. |
|
Производитель – «Манн» (Mann Filter), Германия
Обозначение – С 22 117 Ориентировочная цена – 170%. Изделия с подобными брэндами часто покупают не задумываясь – дескать, здесь не может быть плохо… Что ж, технического нокаута «немец» на сей раз не демонстрировал, но выглядел вполне достойно. Продолжительность работы составила 234 мин – это лучший показатель в классе. Остальные параметры – просто нормальные. В качестве замечания отметим, что в списке применяемости среди «ауди», «вольво» и «фольксвагенов» ВАЗ не значится… |
|
Производитель – «Mahle», Австрия
Обозначение – LX220 Ориентировочная цена – 170%. Австрийский фильтр был до испытаний этакой «темной лошадкой» – и имя не самое громкое, и применяемость не указана, и фильтрующая штора кажется не самой большой… Тем не менее результаты оказались вполне пристойными – соотечественник Шварценеггера оказался лучшим по сопротивлению (всего 1,01 кПа!), уложился в 0,61% в части пропуска пыли и продержался 192 мин, уступив по этому показателю только трем участникам в группе ВАЗ. | |
Производитель – «Бош» (Bosch), Германия
Обозначение – S 9061 Ориентировочная цена – 200%. «Бош» – имя громкое, и не только среди «фильтровальных дел мастеров». Применяемость – «ненашенская»: от «Форда» до «Вольво». Цена – под стать. В то же время все «немцы» словно сговорились: отрабатываем «обязаловку» – и не более того! Правда, продолжительность работы «Боша» составила 203 мин – лучше в этом классе только «Манн», зато остальные параметры оказались в «основной массе» соревнующихся. А жаль – от «Боша» всегда ждешь чуда. |
|
Производитель – «Хенгст» (Hengst Filter), Германия
Обозначение – E22L Ориентировочная цена – 220%. Применяемость немецкого изделия не оговаривается вообще. Рабочие показатели – более чем средние: все в норме, но для известного брэнда и довольно высокой цены этого явно недостаточно. Взять хотя бы средний коэффициент пропуска пыли: при норме 1% «Хенгст» показал 0,81, а лучший показатель составляет 0,29! То же касается сопротивления: 1,11 кПа при норме 2,5 – это хорошо, но у лидера цифры другие – 1,01! Так что в целом неплохо, но хотелось бы большего. |
|
Производитель – «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия
Обозначение – SB 201 Ориентировочная цена – 150%. Немцы рекомендуют свой фильтр для «ауди», «ягуаров» и «мерседесов» – тольяттинских машин в списке нет. Что до параметров, то они довольно скромные: претензий нет, но чувство недосказанности остается. Сопротивление воздухоочистителя – 1,07 кПа (у остальных – от 1,01 до 1,34), а продолжительность работы – 188 мин (у других – от 35 до 234). Средний коэффициент пропуска пыли мог бы быть и поменьше: 0,86% при норме 1% – многовато. |
|
Производитель – «Чемпион» (Champion), ЕЭС
Обозначение – U505 Ориентировочная цена – 180%. «Чемпион» давно заработал себе громкое имя и, в общем-то, порой почивает на лаврах. А на практике? В активе – самый легкий фильтрующий элемент из всех – всего 208 г. А вот потребительские показатели можно назвать заурядными: отменная величина сопротивления воздухоочистителя сочетается с подозрительно большим пропуском пыли. Судите сами: 0,90% при норме 1% – это нормально, но… не по-чемпионски как-то… Да и применяемость для ВАЗ не оговорена. |
|
Производитель – «Биг Фильтр» (BIG FILTER), Россия
Обозначение – GB-9597 Ориентировочная цена – 130%. Один из самых известных отечественных брэндов, традиционно маскирующийся под импорт. В списке применяемости указаны «самары», «нивы», «фольксвагены» и т.п. Фирма умеет делать отличные изделия, но… не всегда пользуется своими талантами. Вот и в данном случае петербургский «Биг» оказался на волосок от дисквалификации: средний коэффициент пропуска пыли составил 0,98% – а где же технологический запас? Впрочем, формальные приличия соблюдены. |
|
Производитель – АФ («АвФил»), Россия
Обозначение – 2112-1109080-02 АФ МС03 Ориентировочная цена – 130%. Еще одно «раздетое» российское изделие, не удостоенное упаковки. Потребитель не обязан разбираться, кто прячется за инициалами АФ! Надо полагать, речь идет о фирме «АФ» из поселка Соколовый Саратовской области… Впрочем, независимо от происхождения итог один – изделие «не удалось». Продолжительность его работы составила всего 79 мин при норме 84, а потому никакие этикетки и голограммы уже не помогут. |
|
Производитель – «Невский фильтр», Россия
Обозначение – НФ-409-01-000 (НФ 409 EURO) Ориентировочная цена – 130%. Петербургское изделие интересно в первую очередь тем, что использует бумагу собственного производства. Возможно, поэтому у него относительно высокое сопротивление – 1,33 кПа (у остальных – ниже), довольно большой средний коэффициент пропуска пыли (0,81% при норме 1%) и, наконец, совершенно неудовлетворительные 43 минуты наработки при норме 84… Напоминаем – лидер продержался почти в шесть раз дольше! Увы… |
|
Производитель – «Луксойл» (Luxoil), Пушкино, Россия
Обозначение – НФ-409-01-000. Есть знак омологации МС-03 Ориентировочная цена – 110%. Подмосковно-петербургское изделие, изготовленное ЗАО ПКФ «Невский фильтр», произвело странное впечатление. Максимальное количество гофр, самая большая площадь поверхности – казалось бы, все будет хорошо... Ан нет – «Луксойл» провалил средний коэффициент пропуска пыли (1,09% вместо 1%) и вдобавок продержался всего 35 мин вместо положенных 84. Вывод ясен – на машину не ставить! |
ГОСТы, ОСТы, РД, ТУ… Все это хорошо для арсенала испытателя и совершенно неинтересно обыкновенному потребителю, в глазах которого виден все тот же вопросительный знак – ЧТО КУПИТЬ? Мы предлагаем следующее.
Понятно, что даже если не брать во внимание откровенно неудачные изделия, то легче не становится – претендентов на наш с вами кошелек все равно много. Отчасти это вызвано тем, что предъявляемые к ним обязательные требования являются довольно мягкими – как к троечникам на экзаменах. Получил «удовл.» – значит, государство удовлетворено. А мы – нет. Начиная с этого номера, мы будем предъявлять к испытываемым товарам свои, «зарулевские» требования – давно пора поднять планку до показателей действительно лучших изделий. В наши собственные требования могут входить как технические, так и другие потребительские параметры. Например, непременное наличие фирменной упаковки и т. д. А создав диапазон между требованиями обязательной сертификации и нашими, «зарулевскими», мы дадим потребителю реальную картину современного прилавка. Это – первый шаг к подготовке системы добровольной сертификации ЗР. Так вот, применительно к воздушным фильтрам для «десяток» мы выдвигаем следующие требования:
Средний коэффициент пропуска пыли – не более 0,6%. Продолжительность работы воздухоочистителя ВАЗ – не менее 2 ч. А теперь оценим общую картину результатов испытаний фильтров для ВАЗ, она представлена на рисунках.
Желтый сектор - требования нормативных документов Зеленый сектор - повышенный уровень требований ЗР Из всех вазовских фильтров в наш «зеленый коридор» попали отечественные «Салют-Фильтр», «Автоагрегат» и немецкий «Манн». А как же упаковки, маркировки и все такое? Неужели опять за старое – брать, что дают? Нет, будем последовательными до конца: поскольку самарский «Салют-Фильтр» продавался в «голом виде», то выхода у нас нет – в доверии отказать! По материалам журнала «За рулем». p.s. Так как статье уже несколько лет, цены выражены в процентах, за 100% взята цена самого дешевого из представленных фильтров. |